Вторник, 23 Апрель 2024

Надувные подушки безопасности ВАЗ

1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Внимание. К работе с автомобилями оборудованными системой надувных подушек безопасности (СНПБ) допускается только обученный персонал, ознакомленный с данной тех-нологической инструкцией.
1.1 Работы проводить в соответствии с требованиями "Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте" ПОТ РМ-027-2003, инструкций по охране труда для сле-сарей, действующих на предприятии и раздела 2 данной инструкции.
1.2 Неправильное обращение, хранение, транспортировка, установка или демонтаж ком-понентов СНПБ могут привести к непредусмотренному их срабатыванию и травмированию людей или к нарушению нормального функционирования системы в целом.
1.3 Компоненты СНПБ одноразового действия. Сработавшие, в результате ДТП или ино-го происшествия, модуль надувной подушки безопасности водителя (МНПБВ), модуль надув-ной подушки безопасности переднего пассажира (МНПБП), передние ремни безопасности с устройством предварительного натяжения, блок управления системы надувных подушек безо-пасности (БУСНПБ) необходимо заменить. При срабатывании МНПБВ на автомобиле обяза-тельной замене подлежат также рулевое колесо и соединитель с устройством вращающимся.
1.4 Компоненты СНПБ (МНПБВ, МНПБП, БУСНПБ и передние ремни безопасности с устройством предварительного натяжения), сработавшие или не сработавшие, но со следами повреждений, подлежат замене. Допускается устанавливать компоненты системы соответст-вующие только модели данного автомобиля. Забракованные компоненты СНПБ должны быть помещены в изолятор брака на складе хранения.
1.5 При повреждении рулевого колеса с МНПБВ замене подлежит рулевое колесо.
1.6 Наличие СНПБ на автомобиле подтверждается надписью "AIRBAG" на крышке мо-дуля надувной подушки безопасности водителя, установленного на рулевом колесе, надписью "SRS/AIRBAG" на крышке модуля подушки безопасности переднего пассажира, расположен-ного в панели приборов, и надписью "AIRBAG" на этикетке ленты переднего ремня безопасно-сти.
1.7 Состояние СНПБ контролируется сигнализатором диагностики (символ оранжево-го цвета), расположенным в комбинации приборов, который после включения зажигания, при отсутствии неисправностей, должен включиться на 3-4 секунды и выключится.
В системе НПБ имеется неисправность, если:
- сигнализатор повторно включается после 3-4-х секундного горения при включении за-жигания или во время движения автомобиля и горит до устранения неисправности;
- при включении зажигания сигнализатор не включается.
Постоянное горение сигнализатора после включения зажигания указывает на то, что блок управления СНПБ находится в заблокированном состоянии (см. п.9.7).

1.8 Замена компонентов СНПБ проводится:
- при обнаружении неисправностей в компонентах СНПБ;
- при повреждении компонентов СНПБ;
- при срабатывании СНПБ или отдельных ее компонентов.
Рекомендуется производить замену модулей надувных подушек безопасности и передних ремней безопасности с устройством предварительного натяжения по истечении 10 лет с даты их производства. Дата изготовления указывается на этикетке на корпусе модуля и ленте ремня безопасности. Идентификацию компонентов СНПБ см. п.10 данной инструкции.
1.9 После снятия с автомобиля не сработавших модулей надувных подушек безопасности или передних ремней безопасности с устройством предварительного натяжения по причине ме-ханического повреждения или по истечении срока рекомендуемой эксплуатации необходимо в кратчайший срок провести процедуру принудительного срабатывания газогенераторов компо-нентов СНПБ в соответствии с п.8 данной инструкции.
1.10. Сработавшие модули надувных подушек безопасности и передние ремни безопасно-сти с устройством предварительного натяжения опасности для людей и угрозы окружающей среде не представляют. После разборки составные части компонентов СНПБ подлежат утили-зации в соответствии с типом материалов согласно действующим требованиям и нормам по экологии и защите окружающей среды.
2 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С СНПБ
2.1 Внимание! При проведении ремонтных и регламентных работ на автомобилях, оборудованных СНПБ, выключатель зажигания должен быть в состоянии "ВЫКЛЮЧЕ-НО", клемма провода "массы" должна быть отсоединена от аккумуляторной батареи.
Перед проверкой электропроводов СНПБ на короткое замыкание или разрыв необходимо отсоединить колодки жгутов проводов от модулей надувных подушек безопасности водителя и переднего пассажира, ремней безопасности с устройством предварительного натяжения и блока управления СНПБ.
2.2 Все работы, связанные с компонентами СНПБ, необходимо выполнять в чистых хлоп-чатобумажных перчатках и очках.
2.3 Хранить компоненты СНПБ необходимо в оригинальной упаковке, соответствующей классу опасности 1.4S или 1.4G по ГОСТ 19433. Место для хранения компонентов СНПБ долж-но быть защищено от несанкционированного доступа лиц, не допущенных к обращению с ни-ми. Не допускается складирование модулей и ремней безопасности с устройством предвари-тельного натяжения совместно с автомобильными деталями и материалами, которые являются взрывоопасными, пожароопасными, легко воспламеняемыми или горючими.
2.4 Модули надувных подушек безопасности и ремни безопасности с устройством пред-варительного натяжения при нормальных условиях не оказывают вредного влияния на орга-низм человека, но требуют мер предосторожности:
- необходимо осторожное обращение с компонентами СНПБ;
- при обращении с компонентами СНПБ одному лицу разрешается брать и переносить только один модуль надувной подушки безопасности или один комплект ремней безопасности с устройством предварительного натяжения. Переносить модуль следует, крепко удерживая двумя руками таким образом, чтобы декоративная крышка и основание контейнера не были на-правлены на ваше тело. Если до монтажа в автомобиль или его узел модуль надувной подушки безопасности вынут из оригинальной упаковки, то его необходимо уложить на ровную твердую поверхность стола высотой не более 1 м декоративной крышкой вверх. При этом в области рас-крытия надувной подушки безопасности не должно быть незакреплённых предметов. Допуска-ется располагать на столе не более одной единицы изделия. Ремни безопасности с устройством предварительного натяжения необходимо переносить в упаковочном полиэтиленовом мешке оригинальной упаковки, крепко удерживая его в руках за верхнюю часть мешка. Если техноло-гический процесс установки компонентов СНПБ прерван (обеденный перерыв, конец смены, прекращение сборки и т.п.), то все распакованные компоненты СНПБ должны быть уложены обратно в оригинальную упаковку и помещены на склад хранения;
- при извлечении компонентов СНПБ из оригинальной упаковки необходимо убедить-ся, что они не имеют механических повреждений;
- при обнаружении видимых механических повреждений запрещается предпринимать самостоятельные попытки ремонта компонентов СНПБ, дефектный компонент СНПБ необхо-димо уложить в оригинальную упаковку в изоляторе брака.
2.5 При работе с компонентами СНПБ запрещается:
- оставлять компоненты СНПБ без присмотра;
- направлять компоненты системы в сторону других лиц;
- поднимать компоненты СНПБ за подсоединенные к ним провода;
- разбирать компоненты СНПБ;
- подключать компоненты СНПБ к источнику энергии, за исключением случаев, опи-санных в данной инструкции;
- располагать компоненты СНПБ вблизи открытого огня и источников тепла (обогрева-телей, печей);
- располагать компоненты СНПБ рядом с жирами, кислотами, растворителями, горюче-смазочными и подобными материалами;
- располагать компоненты СНПБ в местах проведения опасных работ (сварочных, окра-сочных и т.п.);
- хранить компоненты СНПБ при температуре выше +45 0C;
- при проведении ремонтных работ автомобиля с СНПБ в окрасочных и термических камерах выключатель зажигания должен быть в состоянии "ВЫКЛЮЧЕНО", клемма провода "массы" должна быть отсоединена от аккумуляторной батареи, запрещается оставлять автомо-биль с СНПБ в камере при температуре выше 105 0C;
- устанавливать на автомобиль компоненты СНПБ имеющие механические поврежде-ния;
- использовать электроинструменты, работающие от сети переменного тока при уста-новке и снятии модулей надувных подушек безопасности и ремней безопасности с устройством предварительного натяжения;
- устанавливать на автомобиль компоненты СНПБ после их падения с высоты более 1 м на твердую поверхность;
- размещать на крышках модулей надувных подушек безопасности какие-либо наклей-ки или предметы.
2.6 При случайном повреждении газогенератора модуля надувной подушки безопасности и ремня безопасности с устройством предварительного натяжения, повлекшим его разборку и рассыпание пиротехнического вещества, необходимо локализовать место, преградив доступ всех лиц. Собрать составные части с применением инструмента, не вырабатывающего статиче-ского электричества. Лицо, выполняющее сбор составных частей должно быть в резиновых перчатках и защитных очках. Собранные составные части поместить в бумажный пакет вместе с перчатками, в которых производился сбор, далее поместить в изолятор брака в отдельный ме-таллический контейнер с запирающейся крышкой. Все лица, находящиеся в контакте с частями раскрытого газогенератора, должны тщательно вымыть руки и лицо мыльным раствором в теп-лой воде.
2.7 При срабатывании компонентов СНПБ необходимо выждать около 30 минут для ох-лаждения компонентов СНПБ. Произвести в зависимости от места нахождения компонентов СНПБ операции по их подбору или демонтажу с автомобиля или его узла и поместить в изоля-тор брака (условия хранения обычные).
После окончания работы со сработавшими компонентами СНПБ необходимо вымыть ру-ки мыльным раствором в теплой воде.
3 МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
В тех случаях, когда произошло поражение окружающих людей пиротехническим веще-ством из разобранного газогенератора или окружающие люди подверглись травмированию при срабатывании компонентов системы, необходимо:
- вызвать дежурного врача или бригаду скорой помощи для оказания первой медицин-ской помощи;
- при попадании пиротехнического вещества в глаза промыть их теплой водой, закапать "альбуцид 20 %";
- при проглатывании пиротехнического вещества промыть желудок, прополоскать рот аскорбиновой кислотой и выпить 3-4 глотка;
- при попадании на кожу пиротехнического вещества обмыть участки кожи аскорбиновой кислотой, при ожоге после обмывания на пораженные участки кожи нанести мазь "Пантенол" или "Олазоль";
- при вдыхании пиротехнического вещества поместить пострадавшего на свежий воздух;
- при любых симптомах недомогания незамедлительно обратиться к врачу.
4 НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СНПБ
4.1 Система надувных подушек безопасности является дополнительным средством защи-ты водителя и переднего пассажира, пристегнутых ремнями безопасности, и предназначена для снижения тяжести их травмирования при фронтальных (±30 градусов) столкновениях автомо-биля в дорожно-транспортных происшествиях. СНПБ срабатывает в зависимости от силы столкновения автомобиля с различными препятствиями.
СНПБ в случае штатного срабатывания в аварийной ситуации запускается вне зависимо-сти от состояния пристегивания водителя или переднего пассажира ремнями безопасности. По-этому использование ремней безопасности водителем и передним пассажиром является обяза-тельным условием эффективной работы СНПБ.
4.2 Система НПБ начинает функционировать после включения зажигания и управляется электронным блоком (БУСНПБ) с функцией самодиагностики.
Срабатывание системы осуществляется подачей электрического сигнала от БУСНПБ на модуль(и) надувной подушки безопасности и ремни безопасности с устройством предваритель-ного натяжения.
4.3 В случае срабатывания СНПБ верхняя часть крышки облицовочной модуля надувной подушки безопасности при наполнении подушки газом разрывается в конструктивно опреде-ленных местах и раскрывается на две или три части. Через образовавшийся проем, наполняе-мый газом, мешок подушки безопасности раскрывается перед рулевым колесом или панелью приборов. Время наполнения подушки составляет около 30-40 мс.
Одновременно со срабатыванием надувных подушек безопасности запускается устройст-во предварительного натяжения передних ремней безопасности, обеспечивая подтягивание слабины ленты ремня и надежную фиксацию в сиденье водителя и переднего пассажира.
После наполнения подушки безопасности вследствие избыточного давления газ выходит через специальные отверстия, находящиеся в задней части мешка подушки безопасности, пре-дотвращая тем самым столкновение водителя или пассажира с деталями интерьера автомобиля и смягчая при этом тяжесть соударения их головы и грудной клетки.
5 УСТРОЙСТВО СНПБ
5.1 Автомобиль LADA Priora в зависимости от комплектации может быть оснащен двумя типами систем:
- Одноканальная СНПБ (базовая комплектация) – фронтальная система НПБ водите-ля. Ремни безопасности водителя и переднего пассажира обычного инерционного действия;
- Четырехканальная СНПБ – фронтальная система НПБ водителя и переднего пасса-жира с передними ремнями безопасности с устройством предварительного натяжения.



В состав одноканальной системы НПБ входят:
- модуль газогенераторный (МНПБВ) – 1118-8232010-00;
- блок управления системы надувных подушек безопасности – 2170-3824010-01;
- соединитель с устройством вращающимся – 2110-3709315-00/1118-3709315-01;
- колесо рулевого управления с включателем сигнала – 1119-3402012-00.
В состав четырёхканальной системы НПБ входят:
- модуль газогенераторный (МНПБВ) – 2172-8232010-00;
- блок управления системы надувных подушек безопасности – 2170-3824010-11;
- соединитель с устройством вращающимся – 2110-3709315-00;
- колесо рулевого управления с включателем сигнала – 1119-3402012-00;
- модуль надувной подушки безопасности пассажира – 2170-8233020-00;
- ремень безопасности передний правый/левый 2170-8217020/21-10.
5.2 Модуль газогенераторный (МНПБВ), рисунок 2, состоит из газогенератора 1, корпуса 3, со сложенной в нем надувной подушкой, облицовочной крышки 6 и крепежных деталей.


5.2.1 Газогенератор производит газ внутри модуля для наполнения надувной подушки безопасности. Воспламенение пиротехнического вещества, находящегося в газогенераторе, производится запалом-воспламенителем, вмонтированным в корпус газогенератора. Различают два основных типа газогенераторов.
Пиротехнический газогенератор состоит из корпуса, наполненного твердым пиротехни-ческим веществом, и запала-воспламенителя. В нем газ производится при сгорании пиротехни-ческого вещества. Применяется в модуле надувной подушки безопасности водителя.
Гибридный газогенератор состоит из корпуса, наполненного сжатым инертным газом и пиротехническим веществом, и запала-воспламенителя. Применяется в модуле надувной подушки безопасности пассажира.
Запал-воспламенитель - устройство с электрическим сопротивлением и пиротехническим веществом. После получения электрического сигнала от БУСНПБ электрическое сопротивле-ние разогревается и воспламеняет пиротехническое вещество запала-воспламенителя с после-дующим воспламенением основной массы пиротехнического вещества газогенератора.
5.2.2 Надувная подушка безопасности – мешок из синтетического материала, вмонтиро-ванный в корпус модуля, наполняющийся газом под давлением при срабатывании модуля. На-дувная подушка безопасности сложена специальным образом и закрыта облицовочной крыш-кой.
5.2.3 Облицовочная крышка - деталь, закрывающая надувную подушку безопасности и разрывающаяся при наполнении подушки газом вдоль конструктивного шва, расположенного с обратной стороны крышки.
5.3 Блок 1, рисунок 3, управления СНПБ закреплен тремя гайками на кронштейне 2 на тоннеле пола и расположен под консолью панели приборов, под ковриком пола.
В состав БУСНПБ входят датчик ускорения и электронная схема формирования сигналов управления, подаваемых на модули надувных подушек и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения. Блок управления преобразует и обрабатывает информацию, по-ступающую от датчика ускорения, находящегося в самом блоке, и формирует электрический сигнал на запал-воспламенитель газогенератора модуля(ей) надувной подушки безопасности и устройств предварительного натяжения ремней безопасности.


 
Главная страница Документация Надувные подушки безопасности ВАЗ